Справочник
Хвостенко Вениамин Степанович (1869 –1935)
Хвостенко Вениамин Степанович - художник иконописец. Расписал свод и создал иконы для иконостаса Успенской церкви.
Династия Хвостенко принадлежит к древнему роду, происходящему из знаменитой своими промыслами слободы Борисовки близь Белгорода. Слобода Борисовка всегда славилась своими художниками. особенно процветал здесь иконописный промысел. В 1886 году в Борисовке насчитывалось около 500 иконописцев, а в начале ХХ века их было уже 800. Они делились на "личкунов", писавших только лики и руки и "красочников", считавшимися истинными художниками - мастерами. Именно к таким профессионалам и относился Вениамин Хвостенко. Его имя упоминается среди десятка квалифицированных иконописцев, поименованных в "Материалах по исследованию кустарной промышленности Курской губернии" 1904 года.
Слобода Борисовка, расположенная на живописном берегу реки Ворсклы, испокон века славилась своими художниками. Исторически сложилось, что из-за нехватки пахотной земли основным занятием местных жителей было не земледелие, а различные ремесла. Особенно процветал здесь иконописный промысел. По легенде, он возник еще при знаменитом владельце слободы генерал-фельдмаршале Борисе Петровиче Шереметеве. Сподвижник Петра Великого, после победы в Полтавской битве он решил основать в Борисовке женский в честь иконы Тихвинской Божьей Матери и прислал расписывать обитель некоего художника Игнатьева (Омельяненко), который потом и обучил местных кустарей писать иконы. В слободе ежегодно изготавливалось огромное количество икон: 200 тысяч и более. Основным скупщиком был Тихвинский монастырь: монахини делали для икон особые киоты из фольги. Кроме того, большие партии скупали несколько местных торговцев. Борисовские иконы продавались по всему югу России, на Кавказе и на Украине, даже в Болгарии и Сербии. В 1886 году в Борисовке насчитывалось около пятисот иконописцев, к началу ХХ века их было уже восемьсот. Они делились на «личкунов», писавших только лики и руки, и «красочников», умевших изобразить всю фигуру. Последние считались настоящими мастерами, тогда как «личкуны», которых пренебрежительно называли «личкуны-мазуны», – простыми ремесленниками. «Личкуны» составляли основную массу борисовскихбогомазов. «Красочники» же были наперечет. Среди десятка квалифицированных иконописцев, поименованных в «Материалах по исследованию кустарной промышленности в Курской губернии» 1904 года, мы встречаем и фамилию Хвостенко.
© БГЦНТ
Династия Хвостенко – разветвленный род, происходящий из знаменитой своими промыслами слободы Борисовки.
© БГЦНТ
Династия Хвостенко – разветвленный род, происходящий из знаменитой своими промыслами слободы Борисовки.
© БГЦНТ
создал иконы для иконостаса Успенской церкви
© БГЦНТ
создал иконы для иконостаса Успенской церкви
© БГЦНТ
Вениамин Степанович Хвостенко (1869 –1935) был иконописцем
© БГЦНТ
Вениамин Степанович Хвостенко (1869 –1935) был иконописцем.
© БГЦНТ
Вениамин Степанович Хвостенко (1869 –1935) был иконописцем.
© БГЦНТ