Тархов Николай Александрович (1871-1930)
Судьба Николая Александровича Тархова (1871 - 1930) сложилась необычно и обычно одновременно.
Как это часто случается в истории изобразительного искусства, особенно русского, первоначальный громкий успех сменился почти полным забвением. Все основное творческое наследие художника находилось за границей, где он провел большую часть своей жизни и где умер. В России творческая карьера Николая Тархова сразу как-то не сложилась. Попытка поступить в 1894 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества была неудачной. Некоторое время начинающий художник посещал мастерскую Константина Коровина, влияние которого чувствуется в ранних его работах. Много ездил по стране, побывал на Волге, на Кавказе, в Средней Азии. В 1897 году дебютировал на XV Выставке Московского общества любителей искусств. А уже в следующем году уехал в Париж, где вскоре остался навсегда. Здесь Тархова ожидал стремительный творческий взлет. Уже в 1901 году он успешно выставил 9 работ в Салоне Независимых. О нем заговорили, критика отнеслась благожелательно. Затем выставки следовали одна за другой. В престижных парижских залах, на международных фестивалях искусств в других странах. В том числе в Москве, Петербурге, Киеве, Риге, Одессе, Екатеринбурге. Он становится членом "Союза русских художников", "Мира искусства" и других художественных объединений. В Париже легендарный Амбруаз Воллар устраивает в своей галерее постоянную экспозицию картин Николая Тархова, что было равносильно признанию в парижском элитарном художественном мире. В 1906 году работы Николая Тархова экспонировались на выставке русского искусства, организованной Сергеем Дягилевым и знаменующей собой начало знаменитых Русских сезонов. Восторженную оценку его живописи дал Александр Бенуа. "Он в буквальном смысле слова "ловит" краски, их отношения, "ловит" и наскоро, но метко и умело прикрепляет кистью к полотну", - утверждал он. Казимир Малевич ставил Тархова в ряд мастеров, для которых живопись превращалась в "стихию движения цветовых пигментов", знаменуя "отход от предмета в самостоятельную республику живописи".
Николай Тархов - удивительный, уникальный самородок, не имеющий, по существу, никакого законченного профессионального образования, который самостоятельно, без принадлежности к какой-либо конкретной школе, сделал себя художником. Природа дала ему острое, интуитивное восприятие цвета, тончайших его градаций, трепетное ощущение свето-цветового пространства. И в Париже, попав в благоприятные условия, он стремительно развил этот первоначальный дар, превратив его в божественный источник искусства. У живописи Николая Тархова свой характер, своя индивидуальная стилистика, своя манера. А главное, что отличает его от просто способного и умелого последователя прославленных мэтров, - это легкое, свободное, искреннее и очень увлеченное, без всяких оглядок на кого-либо владение цветом, собственные сюжетные пристрастия. И свои неожиданные находки. Например, "Химеры Нотр-Дам, нависшие над городом", "Церковные окна", "Солнце с радугой", "Волны на пляже при закате дня".