Уайльд Оскар Фингал О’Флаэрти Уилс (1854-1900 гг.)
Английский писатель и критик. Ирландец по национальности. Окончил Оксфордский университет (1879 г.). Сборник «Стихотворения», выпущенный в свет в 1881 г., имел успех. В 1882 г. совершил турне по городам США, выступая с лекциями по эстетике; в США издал революционную мелодраму «Вера, или Нигилисты», выразившую бунтарские настроения молодого писателя, и стихотворную трагедию «Герцогиня Падуанская». Вернувшись в Лондон, сотрудничал в газетах и журналах. Был осужден на два года тюремного заключения по обвинению в безнравственности (1895—1897 гг.), по выходе из тюрьмы поселился в Париже. Душевный надлом получил отражение в поэме «Баллада Редингской тюрьмы» и в посмертно опубликованной исповеди «De Profundis» (1905 г.).
Сказки «Счастливый принц», «Звездный мальчик» и «Стихотворения в прозе» Уайльда лиричны, возвышенны по стилю и содержанию. «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Севиля» — остросюжетные новеллы, пронизанные иронией. Образец интеллектуального романа конца XIX века — «Портрет Дориана Грея». Однако современниками роман в основном воспринимался как проповедь эстетского аморализма.
Трагедии «Герцогиня Падуанская», «Саломея», «Флорентийская трагедия» — попытки возрождения поэтической драмы больших страстей. Иной характер имеют светские комедии, полные остроумных парадоксов и эпиграмм на нравы господствующих классов: «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания», «Как важно быть серьезным». Социально-критические мотивы сильны в комедии «Идеальный муж», где изобличаются нечистые методы буржуазных карьеристов. В критических статьях 80-х годов (сборник «Замыслы») Уайльд осветил наиболее близкие ему явления современной английской литературы.